воскресенье, ноября 07, 2010

Лучший враг ребенка - это книга

Ученые утверждают, что современные дети перестали читать. Не то чтобы совсем, но только 2% детей проводят за чтением столько же времени, сколько проводили их родители, будучи детьми. Плохо? А может быть, и не совсем. 
С тех пор, как моя дочь стала проявлять повышенный интерес не только к разглядыванию картинок, но и к чтению (посредством мамы, конечно), я с ужасом обнаруживаю в детских книжках совсем недетские заморочки. 
Так как при покупке почитать книжку не дает тот человек, которому она, собственно, и покупается, приходится надеяться на собственную интуицию. А она частенько подводит. 
Дома собралась целая библиотека из уникальных по своей глупости и неповторимых по тупости «произведений» для детей. Эти глупости-тупости навеки вколочены в страницы картонных книжек. Специально не выкидываю, дабы потомки могли заценить, когда вырастут. Ну, ей Богу, талантище-то какой нужно иметь автору, чтобы так насмешить взрослых и так наплевать на детей. 
Казалось бы, ну что нового можно внести в «Курочку Рябу»? Жили были дед да баба... Ан нет. Есть у нас в арсенале другая «Ряба», на новый лад. Где была голова редактора, который подписал книгу в печать – большой недетский вопрос. Вот некоторые выдержки: «Упало яичко, но не разбилось, а через неделю вылупился из него динозаврик...», «...дед и баба смотрели телевизор, когда в комнату забежала мышка-норушка...», «дед не любил яичницу и поэтому курочка приносила яички редко...».  
Такая же «петрушка» с купленной недавно сказкой "Три поросенка".  Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф таинственным образом из повествования исчезли, зато волк расплачивается в магазине пластиковой картой, а готовит в посуде «Цептер»... 
Отжигает и модная нынче Юнна Мориц. Наевшиеся таблеток наркоманы отдыхают, им такое в самом больном дурмане не привидится. Стихотворение, которое меня потрясло до глубины души зовется просто – «Хохотальная путаница». Не могу не процитировать: С мармеладом в бороде/К своему папаше/Плыл медведь в сковороде/По кудрявой каше! // Над землёй арбуз летит,/Он чирикает, свистит:/«Я-горчица, я-лимон!/Я закрылся на ремонт!». Что станет с головой двухгодовалого крохи, впитавшего этот поток сознания? Нет, конечно, и у Чуковского его зайчики в трамвайчике и жаба на метле похлеще Гарри Поттера будут, но чтобы вот так!  
У последнего, раз уж зашел разговор, тоже, мама не горюй, как все весело. Если вдуматься... Триллер «Муха-Цокотуха»: «Руки-ноги он мухе веревками крутит, зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает...». Приколист был, Чуковский-то! 
На днях подруга принесла книженцию «Красная шапочка». На, мол, почитай на досуге. Оказалось, не зря несла. Текст в этой забавной книжке просто напичкан всякого рода нелепицами. Но больше всего уыбнуло вот это: «Сняла Красная шапочка платье и легла рядом с бабушкой....». У ребенка, конечно, это не вызовет пошлых ассоциаций, но куда девать свои? 
В «Колобке» от издательства «ПРОФ Пресс» сказочку подытоживает злободневная фраза «...Колобок взял и сдуру прыгнул лисе на язык...". Ну действительно, только сдуру и прыгнешь! 
Кстати, это издательство славится своими популярными и очень «смешными» книжками «для самых маленьких». В опусе Марины Дружининой «Забавные малыши» от «ПРОФИТа» речь ведется о домашних животных. Стишки вроде неплохие, но вот художник подкачал - на странице про овечку и ягненка нарисовал натуральную козу. Приходится переиначивать нетленку на ходу. 
Плывем дальше. «Волк и семеро козлят»... Так как козлята отказались пускать в дом волка после его первой попытки внедриться, тот «пошел к купцу и купил кусок мела, съел его и стал его голос тоньше...», а когда и это не помогло, волк «пошел к кузнецу и тот выковал ему новое горло». Дальше – больше. Волк таки врывается в хату козлиную и съедает всех, кроме одного козленка. Козленку помогла изобретательность – он «спрятался в дУше». А волк, наевшись «растянулся на зеленом лужкУ и уснул». Да так уснул, что не почувствовал даже, как пришла коза, «спорола волку брюхо...» (ух, голодная была!), вынула козлят и «понтихоньку зашила брюхо назад». Тут и сказочке конец, как говориться. Без комментариев, пожалуй. 
Гадкому утенку из той же серии книг тоже не свезло в этой жизни, потому как «утки клевали его, а куры щипали». 
А на форзацах книг от «ПРОФИТ Пресс» яркая такая напись красуется: «Собери всю серию лучших сказок!». Теперь вот ищу продолжение. Для коллекции. А чего? Пусть будет! 
PS За неимением книг советского образца я переписываю старые-добрые сказки по памяти, а затем иллюстрирую и печатаю на обычном принтере. Чего и вам желаю! 

2 комментария:

  1. Да-да, насчет трех поросят. Читала на днях книжечку своему ребенку. Сразу мне что-то показалось не совсем ТО... А вот дело дошло до того момента, когда волк стучался к поросятам в кирпичный дом : "А ну, открывайте, уродливые свинки, свою дверь"! Без комментариев...
    Ну и совсем безобидное: "Насобирал Наф-Наф кирпичей в лесу") так просто, лежат они бесхозные в лесах наших! Или : "Развалился хилый домик глупого Ниф-Нифа" - откуда ж, спрашивается, столько агрессии?

    ОтветитьУдалить
  2. Про кирпичи - улыбнуло. Логичней было бы написать: "... и насобирал Наф-Наф кирпичей на соседней охраняемой стройке". Сразу почему-то лезет в голову Задорнов с его бочкой: "пролетая мимо 5 этажа..." ))))))))

    ОтветитьУдалить